Ваш вопрос

Имя
Неверный ввод
Email
Неверный ввод
Вопрос
Введите цифры
Введите цифры
Неверный ввод

Город Жуковский

Город  областного подчинения Жуковский практически находится на территории Раменского района, с которым неразрывно связано его история. В древности здесь проходила граница между землями дворцового села Быково и дворцовой волостью Раменейцо (в 18 веке Раменницы), занятой густыми лесами, а с севера на юг через леса была проложена одна из дорог, связывавшая столицу с городом Коломной.

Не удивительно, что при проведении земляных работ на территории современного города Жуковского в 1957 г. было найдено 369 монет периода времени царствования Федора Ивановича, сына Ивана Грозного. Для того времени это была крупная сумма. По всей видимости, деньги принадлежали погибшему в пути царскому чиновнику либо богатому проезжему купцу.

Места вокруг были глухие, лесные, ближе к пойме с большим количеством озер и болот, а сама территория современного города до начала 20 века практически не была заселена. На плане генерального межевания Никитского уезда, составленном по сведеньям 1760-х гг., здесь показаны огромные лесные пустоши, примыкающие к длинной цепи озер-стариц реки Пехорки, тянущихся от села Быково до реки Москвы.

Первое крестьянское поселение появилось на этих пустошах только в 1908 г., когда жители деревни Колонец, первоначально размещавшейся на берегу Москвы – реки около устья Пехорки и ежегодно страдавшей от наводнений, воспользовались Столыпинской реформой и всей деревней переселились якобы «на хутора», заняв более безопасное место.

Несколько раньше начинается заселение этих земель, где владелец Московско - Рязанской  железной дороги Н.К. фон Мекк в конце 19 века выкупил у князя Прозоровского – Голицына большой участок лесного массива, основав станцию Прозоровская (теперь Кратово) и дачный поселок. А «затем он замыслил создание в отдалении от этого поселка большой больницы  в сосновом бору, на сухом возвышенном месте».

Первые корпуса больницы строились в 1913 г. по проектам группы молодых архитекторов и инженеров, приглашенных Н.К. фон Мекком. По его замыслу она должна была стать составной частью первого в России города-сада для проживания служащих и рабочих железной дороги. Первые корпуса больницы – это современный клуб «Стрела» города Жуковского и здания возле него, в значительной степени перестроенные.

Появляется поселок, который получил название Прозоровское-2 и по переписи 1926 г. насчитывал 28 хозяйств с населением 172 человека. В окрестностях появляются новые лечебные учреждения.

В 1929 г. открыта железнодорожная платформа Отдых для обслуживания санаториев и дачников, начавших строиться возле железной дороги. Поселок развивался медленно, но в 1930-х гг. последовало правительственное решение о создании близ Москвы на территории Раменского района новой базы Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Так началось строительство одного из первых в стране городов науки, которое возглавил начальник ЦАГИ Николай Михайлович Харламов и его заместитель Андрей Николаевич Туполев, являвшийся руководителем Центрального конструкторского бюро ЦАГИ до 1936 г.

Правительственное решение о создании новой базы ЦАГИ последовало в связи с тем, что в стране в 1930-е гг. разрабатывались новые типы самолетов, а старая база в Москве не могла обеспечить их выпуска и испытаний.

Началом строительства стала заклада 6 ноября 1935 г. корпуса малых аэродинамических труб в присутствии ученых и гостей столицы. Возведение зданий института и города велось одновременно и шло быстрыми темпами.

Бывшее дачное поселение стало рабочим поселком Стаханово. К 1939 г. в нем проживало 10,8 тысяч человек, жилой площади было построено 50 тысяч квадратных метров.

К 1941 г. недалеко от поселка построили испытательный аэродром, на котором в годы войны базировались боевые самолеты дальнего действия. В конце 1941 г., коллективы предприятий города Раменское и поселка Стаханово, прежде всего треста «Стальконструкции», в короткие сроки на железнодорожных платформах смонтировали бронепоезд, которому дали имя «Москвич». В апреле следующего года его передали фронтовикам, которые за годы войны совершили более 600 боевых операций, громя воинские эшелоны и другую технику противника.

В 100-летие со дня рождения основоположника отечественной авиационной науки и создателя ЦАГИ Н.Е.Жуковского по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 апреля 1947 г. поселок Стаханово получил статус города и название Жуковский.

К этому времени в городе проживало 16 тысяч 600 человек.

В 1952 г. Жуковский получает статус города областного подчинения и выходит из состава Раменского района.

В 1961 г. имеющиеся площади города оказались почти полностью застроенными и для дальнейшего его развития передаются земли соседней деревни Колонец и части села Быково.

В 1950-е гг. проводится очередное расширение летнего поля испытательного аэродрома. Чтобы освободить площадь для него, с берега Москвы-реки на новое место, ближе к городу Раменское, перенесли село Новое – бывшее старинное село Ново – Рождественно.

По переписи 1989 г. в городе проживало 90 тысяч 300 человек, а его жилой фонд, за три десятилетия возрос в 8 раз.

 

Малаховский музей

Наш опрос

Хотите ли Вы помочь восстановлению Летнего театра?