Ваш вопрос

Имя
Неверный ввод
Email
Неверный ввод
Вопрос
Введите цифры
Введите цифры
Неверный ввод

Кратово

Огромные лесные массивы Раменского имения при проведение крестьянской реформы 1861 г. остались во владении помещика, генерал-лейтенанта А.Ф.Прозоровского-Голицына. Во время строительства Московско-Рязанской железной дороги владелец получил немалое вознаграждение за отсуженные под нее земли. Его сын, Александр Александрович, в 1898 году начал сдавать под дачное строительство участки леса при вновь основанной железнодорожной станции Прозоровская. Так появился еще один дачный поселок – Прозоровский.

Прошло не так уж много времени, и, отягощенный долгами, он в 1980 г. ч продал большую часть леса правлению Московско-Рязанской железной дороги. Новый хозяин, председатель правления дороги Николай Карлович фон Мекк (сын известной Надежды Филаретовны), замыслил создать город – сад для служащих и рабочих железной дороги и поручил молодым архитекторам и инженерам разработку его проекта. Здесь предполагалось построить благоустроенный жилой массив, при нем культурный центр, а также больничный и школьные городки, связанные между собой кольцевыми дорогами.

С 1912 года началось активное строительство домов и прокладка улиц, но мировая война, революция и разруха привели к тому, что строительство городка в Прозоровском так и не было завершено. Проект же долгое время служил образцом для многочисленных подражаний.

В послереволюционные годы была сделана попытка воплотить первоначальный  замысел до конца. Много сил для улучшения быта железнодорожников приложил первый комиссар Московско-Рязанской железной дороги  Иван Антонович Крат, чьим именам были названы в 1930 г. поселок и железнодорожная платформа.

Основная застройка поселка проводилась в предвоенные и послевоенные годы, сначала для железнодорожников, позже для дачников, которых привлекли здоровая песчаная местность, хвойный лес, купание в пруду, образованной речкой Хрипанькой.

С 1939 г. поселок был отнесен к категории дачных. Тогда в нем проживало 10 тысяч человек, а через 20 лет число постоянных жителей увеличилось до 12,6 тысяч человек.

В разные годы в Кратово жили писатель А.С.Серафимович, командир одесских подпольщиков Герой Советского Союза В.А.Молодцов. и другие известные люди.

Поселок примечателен и тем, что здесь расположена единственная в Подмосковье Малая детская железная дорога

После окончания учебного года, 24 июня 1936, пионеры начали строительство своей дороги, причем все строительные работы они выполняли сами. На самых тяжелых работах им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. К 7 ноября 1936 года строительство первой очереди дороги завершилось. Были построены 2.3 километра путей (в том числе 1.8 км главного пути), временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича и Школьная.

    Торжественное открытие Малой Ленинской  железной дороги состоялось 2 мая 1937 года. Вести первый поезд было доверено Вениамину Пасынкову, с самого первого дня ставшему активистом совета содействия строительству дороги. Летом 1940 года исключительно своими силами юные железнодорожники построили еще почти 2 километра пути, здание вокзала на станции Путь Ильича и новую станцию Культбаза с разворотным треугольником для паровозов (на станции Путь Ильича для оборота паровозов использовалась разворотная петля). По окончанию Великой Отечественной войны юные железнодорожники своими силами полностью восстановили дорогу.

     С этого времени длина главного пути дороги составила 3.8 километра, а полная эксплуатационная длина – 4.962 км (по данным на 1969 год). Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики. В 1957 году Малой Московской железной дороге, взамен выведенного из эксплуатации паровоза был дан тепловоз и четыре цельнометаллических вагона польской постройки. В том же году на станции Пионерская построено каменное депо на два стойла.

     В 1971 году разобран обгонный путь на станции Школьная, что сделало невозможным обращение на дороге двух составов. А в 1972 году на Кратовской  ДЖД закончилась эра паровозов. Последний из паровозов был отставлен от работы, а вместо него из Шатуры получен тепловоз.

      В 2002 году полностью сгорели станционные постройки на станции Юность. В мае 2003 года средствами СЦБ  станция Юность была полностью восстановлена, а в середине лета 2003 года на станции возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещение для обслуживающего персонала.

      За годы своего существования дорога дважды переименовывалась: сперва из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую). Менялись и названия станций. Так, станция Путь Ильича в 1991-1992 гг. была переименована в Юность. Станция Культбаза была переименована  в Пионерскую не позже 1951 года.

      В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово. На линии расположено 2 станции: Пионерская и Юность и 1 платформа Школьная.

     Ныне в Кратово постоянно живет около 6,5 тысяч человек, а в летнее время население увеличивается в три-четыре раза.

 

Малаховский музей

Наш опрос

Хотите ли Вы помочь восстановлению Летнего театра?